Мой опрос

31.01.2018

Паспорт экологической тропы ДОУ «Кладовая природы»

1.           Характеристика территории МБДОУ «Д\с «Аленький цветочек»

1.1.         Общие данные
         МБДОУ «Д/с присмотра и оздоровления «Аленький цветочек» находится по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, улица Чертыгашева, 83.
            Детский сад открыт в феврале 1963 года. С 1987 года получил статус присмотра и оздоровления. Количество групп – 6, из них  дошкольных – 4, раннего возраста – 2.
v  группа № 1 – «Незабудка»;
v  группа № 2 – «Василёк» (младшая);
v  группа № 3 – «Одуванчик»;
v  группа № 4 – «Солнышко» (младшая);
v  группа № 5 – «Ромашка»;
v  группа № 6 – «Колокольчик».
            Базисная программа «Детство» разработанная коллективом кафедры  дошкольной педагогики г. Санкт-Петербурга им. А. И. Герцена. По оздоровлению используется программа «Здоровый дошкольник» Ю. Ф.  Змановского.

            На территории ДОУ есть спортивная зона, защитная зелёная зона из деревьев и кустарников, зоны для игр детей, площадки для игр, цветники.
Территория  учреждения  сформирована  в  соответствии  с  картосхемой,  где есть  спортивная    площадка,  игровые  площадки  для  каждой  группы  с 
отдельным  входом.  Все  площадки оснащены  игровым  оборудованием, созданы дорожки здоровья, экологическая тропа.
            На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий вид, но и индивидуальный ландшафт каждого участка. По  периметру  здания  разбиты цветочные клумбы. Подходы  к  зданию  и  игровым  площадкам  имеют  асфальтное  покрытие,  узкие  полосы  грунта  между  асфальтированными  дорожками  и  игровыми  участками выполняют роль цветников.
            Растущие на территории детского сада деревья создают  благоприятный  микроклимат  для  прогулки  детей  в летний период года.
            При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в центральной части высажены деревья лиственных пород. На участках детского сада, дети средней и старших групп получают практические навыки ухода за различными растениями, также наблюдают за их ростом. Во избежание травм среди ребятишек, низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния.    Вся  территория  детского  сада  огорожена забором высотой  1,5  метра.  Ви темное время года близлежащая  к  зданию  территория  освещена  лампами.
            В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.
            Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.  В отсутствии воспитанников песочницы закрываются.
            Недалеко от детского сада  есть  парк, который можно использовать при изучении экосистемы. Этот парк мы используем для экскурсий и наблюдений.

1.2. Почва,  растительный, животный мир, зонирование территории
         Почвенный состав территории детского сада «Аленький цветочек» имеет естественное происхождение, преобладают натуральный грунт. Опадающая  и  перегнивающая  листва  является  натуральным  естественным  удобрением.  На игровых площадках, где  воспитанники  ежедневно  гуляют, территория  имеет  плотный  песчаный грунт,  вытоптанный до 20% (возле игрового оборудования). Дорожки, ведущие к прогулочным верандам  и территория по периметру здания, покрыты асфальтовым покрытием.
            Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, показателям. В отсутствии воспитанников  песочницы закрываются.
Растительный мир
         Присутствие  на территории  детского сада различных  жизненных  форм  растений  дает педагогам  возможность проводить на  открытом  воздухе  разнообразную ОД  по ознакомлению воспитанников  с природой родного края, организовывать физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе. Деревьев  на  участке  много,  их  возраст  15-20 лет,  все  они  находятся    в удовлетворительном    состоянии. Во  избежание  травм  среди  воспитанников  низкорастущие  сучки  и  ветки  удалены  до безопасного  расстояния,  старые и засохшие деревья систематически спиливаются.                                                                                                                                  
Газоны занимают 70% территории, все  они достаточно ухожены.

Травяной покров территории детского сада
На территории детского сада  в «Уголке леса»  произрастают луговые растения:
- Василек полевой,
- Клевер луговой,
- Лопух,
- Медуница,  
- Тимофеевка,
- Тысячелистник обыкновенный,

Сорные же растения распространены практически по всей территории участка:
- Одуванчик лекарственный,
- Подорожник большой,
- Полынь  обыкновенная,
- Пырей ползучий,
- Ромашка пахучая
  
Видовой состав деревьев
На территории МБДОУ «Д/с присмотра и оздоровления «Аленький цветочек»  посажены деревья и кустарники, среди  них хвойные породы и лиственные.
- Береза,
- Дуб,


- Ель,
- Ель голубая,
- Липа,                     
- Сосна,
- Туя западная,
- Туя пирамидальная,
- Вяз
                                                                   
Плодовые деревья:
- Вишни  (кустарниковая,  древовидная),
- Дикая яблоня
- Яблоня
- Черемуха

Кустарники:
- Рябинник,
- Дикая яблоня,
- Сирень,
- Рябина обыкновенная

 Многолетние декоративные цветы:
- Алиссум снежный ковер
 - Бархатцы
- Жарки
- Бадан,
- Герань,
- Декоративные луки,
- Лилейник,
- Лилия тигровая,
- Луковичные (нарциссы, тюльпаны, гиацинты, гладиолус),
- Пион,
- Рудбекия,
- Рудбекия (золотой шар)                                                      
- Хризантема многолетния,
- Флокс многолетний,
- Эйхеверия (каменистая роза),
- Эхинацея пурпурная,
- Топинамбур
- Герберы

Многолетние лианы:                                                                                                     
- Ипомея                                                                                           
-Девичий виноград
  
Двулетние:                                                                     
- Василек,
- Виола,
- Гвоздика турецкая,
- Колокольчик,
- Незабудки
Однолетние декоративные цветы:
(меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам без сильно выраженного запаха)
- Агератум мексиканский,
- Амарант,
- Астра однолетняя,
- Бархатцы,
- Георгин,
- Гесперис (ночная фиалка),
- Девясил,
- Календула лекарственная,
- Космея,
- Кохия,
- Петуния балконная и махровая,
- Сальвия,
- Флокс,
- Хризантемы однолетние,
- Шафран,
- Циния
- Настурция
- Эшшольция.
- Коврик,
- Алиссиум,
- Львиный зев,
Животный  мир
         Животный  мир  на  территории  детского  сада  в  разное  время  года  представлен  самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны – весна, лето, осень, года дошколята могут вести наблюдение за самыми разнообразными её представителями: насекомыми (бабочки, пчелы, пауки, муравьи, шмели и др.).             
            Разнообразен в летнее время и  мир  пернатых:  грачи,    скворцы,  вороны, сороки, голуби, синицы. Некоторые  виды  птиц  выводят потомство в искусственных  домиках. Для изучения пернатых в зимнее время  на  участке  вывешиваются  кормушки  различных  конструкций. 
Ежедневно  в  кормушки  насыпается  корм,  которым  питаются  зимующие  птицы (воробьи, синицы, голуби). Также территорию детского сада посещают кошки из близлежащих домов.

                                 Список животного мира территории МБДОУ 
Птицы:
Ворона
Воробей
Галка
Синица
Сорока
Дятел
Голубь
Грач

Насекомые:
Муравей
Муха
Комар
Бабочки
Божья коровка
Стрекоза
Кузнечик
Оса
Шмель
Пчела
Клоп-солдатик
Пауки
           
Зонирование территории
            Освещённые зоны: спортивная площадка, все игровые площадки.
К вытоптанным участкам относится: игровые площадки, тропинки, некоторая часть спортивного участка. Вдоль ограждения по территории
детского сада растёт девичий виноград. Он защищает территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли.
            Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. 
            Планируем в будущем дополнить территорию детского сада зелеными насаждениями. Расширить видовой состав культурных растений, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Также планируем организацию альпийской горки на территории участков.
2. Экологическая тропа  МБДОУ «Д/с «Аленький цветочек»                          «Кладовая природы

2.1. Создание экологической тропы и организация работы с её объектами
                        Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования воспитанников.
Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе.
            Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей.
            Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

2.2. Создание и оформление тропы «Кладовая природы»
            Экологическая тропа в нашем детском саду  начала создаваться в 2015 году, коллективом нашего ДОУ и получила символическое название «Кладовая природы». Специфика нашей экологической тропы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создавалась и создается нами  до сих пор специально, учитывая  возрастные возможности ребятишек. Территория нашего детского сада ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования дошколят.
            Ежегодно мы стараемся расширить видовой состав культурных растений, цветов, лекарственных трав и декоративных растений произрастающих на территории нашего детского сада. Планируем в будущем также дополнить территорию ДОУ зелеными насаждениями. Расширить видовой состав культурных растений, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Также планируем организацию альпийской горки на территории ДОУ и создание метеостанции. 
            Для привлечения на участок птиц используются различные виды кормушек, развешанные на разных деревьях. Коллектив и родители заинтересованы в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
            Работа на экологической тропе  строится интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования воспитанников.            Планирование работы на экологической тропинке осуществляется с учётом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.      

2.3. Формы и методы работы с воспитанниками  на экологической тропе «Кладовая природы»
v  экологические беседы;
v  наблюдения в природе;
v  «уроки доброты»;
v  экскурсии в природу;
v  «Красная книга природы»
v  целевые прогулки;
v  экологические викторины и конкурсы, КВН;
v  экологические игры (дидактические, игры – путешествия, сюжетно-ролевые игры, имитационные, игры-моделирование);
v  трудовой десант;
v  чтение художественной литературы;
v  опыты и эксперименты;
v  экологические акции;
v  экологические экскурсии;
v  экологические конкурсы, квесты;
v  зелёный патруль;
v  лаборатория «Почемучек»;
v  составление экологических карт;
v  экологические выставки и экспозиции;
v   экологические праздники;
v  экологические сказки;
v  «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений).
 Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
v  взросло-детские проекты;
v  изготовление поделок, рисунков; 
v  субботники по облагораживанию территории детского сада;
v  участие в конкурсах;
v  фотовыставки.

2.4. Организация работы дошкольниками  на экологической тропе ДОУ
v  Использовать прогулки для общения воспитанников с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
v  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого воспитанника.
v  Познакомить с разными объектами живой природы  и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
v  Сделать общение воспитанника с природой безопасным для воспитанника  и самой природы.
v  Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
v  Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
v  Проводить на тропинке наблюдения, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности в разные времена года.
v  Наблюдение в разное время года за обитателями водоема:
наблюдать за водными растениями, насекомыми, за прилетающими к пруду птицами.
vЗачем нужны водоемы человеку и животным.
vКак растения приспособились к жизни в воде.
vКто живет на берегу.
vКак озерные жители связаны друг с другом.
vЧто произойдет, если вся вода исчезнет?
vНаблюдение и уход за влаголюбивыми растениями (можжевельник, лилейник).
v Наблюдение за птицами, прилетевшими искупаться и попить.
vНаблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.
vНаблюдение за рыбами, плавающими в труду.
vПочему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье?
vСтихи, загадки, пословицы, поговорки о воде.
vИгры: «Раз, два, три- рыбок назови»,  «Создай водоем»,  «Летает, ползает, плавает»
v  Сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена.
v  Провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей.
v  Измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева.
v  С помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев.
v  Наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой.
v  Как человек заботится о деревьях, почему?
v  Работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.
v  Наблюдение за деревьями и кустарниками в разное время года.
v  Сравнить деревья по размеру. Форме кроны.
v  Участие в трудовых занятиях по уходу за садом.
v  Закрепить и наглядно показать понятие «плод».
v  Показать заботу человека о фруктовом саде.
v  Во время сбора урожая рассказать о пользе яблок, ягод. Учить описывать плоды.
v  Сенсорное развитие.
v  Игры: «Во саду ли, в огороде», «Магазин фруктов», «Кузовок», «не ошибись» и др.

   
2.5. Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
                                     П.Гвездослав


Ø    Поздоровайтесь с хозяином тропы!
Ø    Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
Ø    Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
Ø    Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.
Ø    На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.
Ø    С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги  и т.п.
Ø    С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3. Видовые точки экологической тропы

Точка 1. «Хозяйка экологической тропинки мудрая ворона Зина»

            На улице встречает и провожает ребят - хозяйка экологической тропы – мудрая ворона Зина. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Она помогает проводить занятия на тропинке, проводит экскурсию по маршруту тропы. В кармане сказочного персонажа заранее кладутся задания для детей. За оказанную помощь сказочный персонаж иногда оставляет на своей тропинке сюрпризы для ребят. 
Точка 2. «Озеро»
Рассмотрим озеро на нашем участке. Узнаем, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе. Обратите внимание, кто устроился вокруг нашего озера. Рассмотреть красавца журавля и замечательных лягушек, уток, пчелок, бабочек, божьих коровок. Чем питаются, как они размножаются, какое значение они имеют в природе. Прочитать стихотворения о лягушке и журавле, пчелах, загадать загадки.
Точка 3. «Сказочное Подворье»
            Для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, их особенностями внешнего облика, поведения, их способами передвижения, повадками, какую пользу приносят человеку. Для этого было создано Сказочное Подворье с героями знаменитых и всеми любимых  детских сказок нашего детства «Курочка Ряба», «Колобок», «Петух и Бобовое зернышко», «Бычок смоляной бочок».

Точка 4. «Дорожка здоровья»
            Все дети любят ходить босиком, не обращая внимания на запреты взрослых, мы к большой радости детишек изготовили дорожку здоровья, выложив ее из природного и бросового материала (камушки, чешуйки шишек, березовые круги, травка искусственная). Это дорожка служит для оздоровления воспитанников, исправления плоскостопия.

Точка 5. «Удивительные пеньки»
Необходимо уделить внимание и различным пням, так как они служат «кладезью» полезной информации. Так, после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как Медведь пень потерял» можно провести наблюдения за пнем (рассмотреть его поверхность при помощи лупы).
Точка 6. «Цветочная мозаика»
            Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Развивать умение создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
  

Точка 7. «Цветочная клумба из настурций»
Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Показать дошколятам, что растение неприхотливо в выращивании и положительно воспринимает любые изменения, направленные на улучшение роста и пышность цветения. 
  Важным фактором качественного развития цветка является умеренно плодородная почва со слабокислой средой и хорошими дренажными качествами. Важным фактором качественного роста настурции является освещение. Для цветочной культуры требуется выбирать места, хорошо освещенные солнцем и защищенные от сквозняков; в полутени обильного цветения наблюдаться не будет. 
Точка 8. «Лесная полянка»
Обращаем внимание на березу, сосну. Дети в течение года наблюдают за ней – от появления почек-домиков до листопада. За необычным плодом («сережками»). Показать на примере  детей о характерных признаках березы осенью. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту осенней березы, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки». Березы встречаются по всей территории ДОУ.
            Сосна. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении части дерева (корень, ствол, ветки, хвоя, семена, создать условия для исследования частей соснового дерева, и микрофлоры вокруг него. Закрепить представления детей о пользе сосны для организма человека.
Точка 9. «Фитоуголок. Топинамбур»
Точка 10. «Вишня»
 Дать представление о садовых кустарниках: вишня. Где растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? 
ирея - неприхотливый декоративный кустарник, и при этом морозостоек и засухоустойчив, не требует особого состава почвы и ухода, три часа прямого солнечного света в день и это все, что ему нужно. Различные виды этой культуры начинают цвести рано весной и заканчивают осенью с наступлением холодов. Соответствующий подбор цветущих растений позволяет создавать композиции с непрерывным периодом цветения. Для декоративного садоводства особую ценность представляют растения ранневесеннего и осеннего цветения. Не так много декоративных растений отличаются обильным цветением, а при правильном подборе и грамотном размещении спиреи по праву могут стать прекрасным украшением для городских улиц и загородных участков, и занять лидирующее положение в городском озеленении. 
Точка 11. «Исчезающий вид. Жарки»
Цветы — это одно из физических проявлений красоты в нашем материальном мире. А цветы жарки — одни из самых прекрасных цветов в мире. 
Из-за своей яркой расцветки их ещё называют огоньками, камнями-самоцветами, которые влиты в тёмный малахит сочной земли. Эти необычные и интересные растения встречаются в Сибири, в Монголии и в горах Алтая. Период их яркого цветения — почти всё лето: начинают загораться в мае и не потухают до самого конца августа.Сейчас жарки занесены в Красную книгу «Редких и исчезающих растений Сибири». 
Дать представление детям о том, что такое «Красная книга», какие растения в ней и почему. Почему ученые решили издать Красную Книгу? Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться бед  и др..

Точка 12. «Альпийская горка»
 Здесь мы рассматриваем, такие виды растений, как Алиссум, Бархатцы, петунии, топинамбур, наблюдаем за растениями и насекомыми.

Точка 13. «Цветочная аллея про все и обо всем»
  Дошкольники наблюдают раличные виды цветочных культур. Их сходство и различие. Условия произрастания и уход. Время цветения и способы размножения и др.
  
Точка 14. «Тополь»
Расширить и систематизировать знания детей о тополе.Тополь дерево высокое с широким стволом. Тополь - растение светолюбивое и влаголюбивое. Также можно представление о перелетных и зимующих птицах нашегок края и др.
 Точка 15. «Цветочная аллея про все и обо всем № 2»
Цветы – это растения, постоянно приносящие человеку радость и эстетическое наслаждение. Они способны не только поднять наше настроение, но и улучшить энергетику человека. Растение радует каждого из нас своей зеленью, распускающимися бутонами цветов, и мы всегда с удовольствием смотрим на цветы.
Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, следить за появлением семян. 
Точка 16. «Луг»
 Понаблюдать за жизненной активностью насекомых. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу.  Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.
Точка 17. «Эти необычные камни…»
Ознакомление воспитанников  с разнообразием камней и их свойствами; дать понятие, какую роль играют камни в интерьерном дизайне, «совместном существование» с растениями; развитие интереса ко всему окружающему.
Дно нашего  ручья выложено из камней, а по бережкам растут цветы, ползет «каменная» черепаха Тортилла. Создается впечатление, что стоит пойти дождю – и вода вновь наполнит высохшее русло и озерцо заискрится  вновь. Рядом из камней выложена разноцветная бабочка, порхающая с цветка на цветок. 

Точка 18. Паровозик из Ромашково»
Ø  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Э/и «Эколята»
Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
• Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
• Металлическая консервная банка.
• Стеклянная бутылка.
• Пластиковая бутылка.
• Бумажные фантики от конфет.
• Гвозди.
• Кожура банана, огрызки яблок.
• Метла из веток.
• Старая футболка.
• Газеты.
• Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок — естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

Э/и «Этажи»
Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.
Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, «жилища» животных.
Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).
Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.
Игра:
 ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.
Варианты:
- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;
- ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ
В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д. должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям, животным.
Д/ и «БЕСЕДА С ДЕРЕВЬЯМИ»
Цель: развивать умение у  детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию  рассказывают о «своем» дереве.
Можно провести «Беседу с цветами » с использованием растений из цветника или уголка природы ; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.
Д/и «ВСТРЕЧА С РАСТЕНИЯМИ»
Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.
Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого
ребенка.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель раздает детям картинки.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать,  дает образец рассказа.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНОГО ОПЫТА
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
Д/и «РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ»
Цель: формировать собственное отношение к природе.
Материал: старичок-Лесовичок (кукла);
фишки (яркие - желтого, зеленого, красного цвета);
темные - серого, коричневого цвета .
Предварительная работа. Экскурсия в парк.
ХОД
1вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает
предложение, а дети по желанию его заканчивают.
Например:
Самое красивое место в парке \ сквере \...
Мне было радостно, когда ...
Я очень огорчился \ ась \, когда ...
Мне стало грустно, когда ... и т.п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры проводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
2вариант.
Игра проводится по типу «вопрос-ответ ».
Старичок-Лесовичок задает детям вопросы. Например:
Что тебя порадовало во время прогулки?
Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги.
Д/и «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход
В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.

1 остановка - «Дед Мазай и зайцы»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: « Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.

2остановка - «Кошка»
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно сказать о Саше?
3остановка - «Цветы »
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить».
Что можно сказать о Лене?
Примечание. Игра разработана А. И. Сорокиной и адаптирована в целях воспитания у детей нравственного отношения к природе.
Д/И «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал: сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого, (если оценка положительная) или темного цвета.
Д/и  «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Материал. Картинки 20-30 шт. с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т.п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т.п.); полоса обоев.
Ход
1вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
2вариант.
 Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения  природе.
Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
3вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к  природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли
бы участвовать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий