Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной,
красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко,
образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления. Составить своё
мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими.
То есть хорошо развитая устная речь
ребенка должна быть:
а)
правильной (то есть без ошибок),
б) красивой, образной, точной, богатой,
выразительной.
Развитие
речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют
определенные ориентиры, показатели развития речи ребенка в каждый его
возрастной период.
6
– 7 лет - это возраст, который для
большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития
восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически
готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь
ребёнка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь
является отражением устной речи.
Что же включает в себя развитие речи – какие направления в
нем выделяются:
·
Звуковая
культура речи – правильное звукопроизношение, ритм, темп, тембр,
интонация, речевое дыхание, дикция и другие показатели «звучащей речи». Развитие
словаря: включает три линии:
а)
обогащение словаря новыми словами,
б)
активизация словаря,
в) уточнение словаря (то есть умение подбирать
наиболее точное и уместное в данной ситуации слово).
·
Усвоение
грамматического строя речи:
а) морфология (то есть умение правильно и без
ошибок согласовывать друг с другом слова в предложениях – например, говорить
«краснЫЕ сапожки», но «краснОЕ платье», а не «красныя сапожки», «красныя
платье»),
б) синтаксис (умение строить предложения и
тексты разных видов),
в) словообразование (умение образовывать
новые слова от известных по аналогии, например: строит – строитель, учит — учитель, развитие языкового чутья и
словотворчества)
·
Развитие
связной речи – умение строить диалог и монолог (описание, повествование,
рассуждение), творческое сочинение сказок, небылиц, рассказов, загадок.
·
Подготовка
к обучению грамоте – ознакомление со словом, звуком, предложением, слогом,
овладение звуковым анализом слов.
Задачи речевого
развития в дошкольном
возрасте:
·
формирование звуковой культуры - (особая роль отводится развитию интонационной
стороны речи: мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп). Очень эффективны
задания на сочинение окончаний к ритмическим фразам, они способствуют развитию
чувства ритма и рифмы, готовят к восприятию поэтической речи и формируют
интонационную выразительность его собственной речи. Воспитание звуковой
культуры речи в подготовительной группе направлено на совершенствование
произносительной стороны речи: формирование навыков правильного и четкого
произношения звуков (особенно шипящих и свистящих, а также [Р] [РЬ] и [Л] [ЛЬ]),
выработку отчётливого, внятного произношения слов и фраз, правильное
использование интонационных средств выразительности. В процессе общения с
детьми в ОД воспитатель дает образец литературного произношения слов,
предупреждает и исправляет ошибки, обращает внимание на правильность ударения в
словах. С детьми, которые систематически допускают орфоэпические ошибки,
рекомендуется проводить специальные упражнения вне ОД, например во время игр и
на прогулке. Совершенствование звукопроизношения, четкой дикции осуществляется
путем заданий на проговаривание отдельных слов, фраз, скороговорок, насыщенных
свистящими и шипящими звуками. В качестве упражнений на совершенствование
фонематического слуха воспитатель предлагает детям задания:
1. определить на слух наличие заданного звука;
2. выделить
из группы слов только те, в которых есть заданный звук;
3. подобрать
слова, начинающиеся со звуков [c]
– [ш], [з] - [ж], [ц] – [чь] или включающие их;
4. выделить
слова с этими звуками из фраз;
5. произвести
подбор картинок, изображающих предметы, в названиях которых есть данные пары
звуков.
Для формирования
интонационной стороны речи воспитатель предлагает произносить скороговорки,
чистоговорки, потешки (насыщенные данными звуками) с разной громкостью, в
различном темпе, упражняет в правильном использовании вопросительной и
утвердительной интонации.
В начале и конце
учебного года педагог проводит (индивидуально) частичную проверку
звукопроизношения у детей: выявляет правильность произношения звуков шипящих и
свистящих. Такие недостатки звукопроизношения наиболее часты у детей этого
возраста. Педагог может предложить ребенку прочитать стихотворение и отмечает
какие звуки нечеткие или произнесены неверно, насколько правильно используются
средства интонационной выразительности.
Необходимо при любой
возможности создавать условия для речевой активности ребенка (особенно для тех,
у которых речь однообразна, бедна) чтобы способствовать обогащению словарного
запаса ребенка. Например, на прогулке достаточно 10 минут для проведения
словесной Д/и (например подобрать определение погоде, небу «Какое небо?»,
«Какая погода?» и т.д). Такие вопросы побуждают детей выделять не только
качества, свойства различных предметов
окружающего мира, но и подбирать образные определения. Прогулки, экскурсии,
представляют массу возможностей для
создания речевых ситуаций, подобные ситуации активизируют использование детьми
в речи глаголов, прилагательных.
·
развитие лексики – обогащение и активизация словаря.
Осуществляется работа над уточнением в словаре ребёнка уже известных ему
синонимов и антонимов и особенно многозначных слов, как с прямым, так и переносным значением. Одна из
главных задач формирование навыков точного выбора слова при формулировании
мысли и употребления его в правильном контексте. Дети должны научиться выбирать
из синонимического ряда наиболее подходящее слово: жаркий день-знойный; жаркий спор – взволнованный; понимать
переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний: (ручей мелкий, а река глубокая). Представления
об антонимах помогут запомнить пословицы и поговорки: Март зиму кончает – весну начинает; вещь хороша новая – а друг старый;
их нужно шире использовать в ОД. Работа с многозначными словами - разными частями речи: бежит река-бежит мальчик, время; растет цветок-дом-ребенок;
острый-нож-ум - суп; все это подводит детей к пониманию переносного
значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных
сочинениях.
·
формирование грамматического строя речи - задачи в области морфологии,
словообразования, синтаксиса, направлены на обогащение речи ребенка
разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование
языковых обобщений. Задания на согласование сущ-х в роде, числе, падеже
усложняются и даются в таком виде, что ребенок сам вынужден находить правильную
форму (спроси у белочки сколько у нее
глаз, спроси про уши, хвост, рот). Употреблять несклоняемые слова: Пошел в новом пальто, играл на пианино. Образовывать
степени сравнения прилагательных:
умный-умнее-умнейший. Изменять значения слова, придавать ему другой
смысловой оттенок с помощью суффиксов: (злой-злющий;
толстый-толстенный, полный – полноватый). Употребление «Трудных» глаголов: (одеть-надеть) при этом внимание детей
обращают на слова-антонимы: одеть-раздеть,
а надеть – снять. Усложняются задания на образование глаголов с помощью
приставок и суффиксов: (бежал-перебежал
на другую сторону – забежал в дом; веселый – веселился; грустный – грустил). Также
как с помощью одного и того же суффикса образуются слова указывающие на лицо (школа-школьник; огород-огородник) или предмет
(чай-чайник; скворец - скворечник). Работа над синтаксисом предполагает формирование
в речи детей разнообразных сложных предложений ССП и СПП, при этом используется
прием коллективного письма.
·
развитие связной речи дошкольников –
формирование умения строить разные типы высказываний: (ПОВЕСТВОВАНИЕ, Описание и
Рассуждение), соблюдая их структуру. Виды ОД: пересказ литературных
произведений, составление рассказ по картине, на темы из личного опыта,
сочинение на самостоятельно выбранную тему. По сериям сюжетных картинок дети
составляют высказывания коллективно (группами). Варианты предъявления картинок
самые разные (сначала все картинки
закрыты, затем открываются по одной, или
открывается только последняя картинка или картинки открывают через одну. Дошколятам
развивают умение отображать в рисунках недостающие структурные части
высказывания, предлагая нарисовать «начало» и «конец» к картинке. Распределение
на группы для высказывания по первой, второй и последней картинке, развивает
как представление о композиции рассказа, так и умение договариваться.
·
обучение детей дошкольного возраста общению и
речевому этикету – в
подготовительной к школе группе общение с педагогом и детьми достигает высокого
уровня. Ребенок может последовательно выразить свою точку зрения, мысли,
свободно и правильно умеет пользоваться словами речевого этикета. Старший
дошкольник имеет представление о понятиях «вежливый», «грубый», соотносит эти
понятия со своим поведением.
Развитие речи
дошкольников в подготовительной к школе группе осущ-ся во всех видах деятельности: В ОД по
подготовке к обучению грамоте ознакомлению детей с окружающим, природой,
художественной литературой, а также вне ОД: в играх, труде, повседневной жизни.
Цели речевого развития дошкольника (ФГОС):
Речевое развитие дошкольников по ФГОС ведется в
нескольких направлениях:
·
обогащение
познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью образовательной
деятельности, наблюдений, экспериментальной деятельности;
·
наполнение
эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными
людьми;
·
систематизация
сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве
материального мира;
·
воспитание
бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
·
создание
условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника,
возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
·
поддержка
формирования познавательных процессов у малышей.
Умения, относящиеся к развитию речи,
необходимы ребенку 6-7 лет:
·
произносить все звуки речи и различать их на слух;
·
использовать в речи
синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
·
отвечать на вопросы и
задавать их;
·
составлять рассказы о
предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных
картинок);
·
строить сложные предложения
разных видов;
·
находить слова с
определенным звуком;
·
определять место звука в
слове;
·
составлять сложные
предложения из 3-4 слов;
·
разбивать слова на слоги;
·
различать разные жанры
художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
·
самостоятельно, выразительно,
последовательно передавать содержание небольших литературных текстов,
драматизировать небольшие произведения.
Методы работы
по развитию речи дошкольников:
В подготовительной группе используют обучающие
методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе.
Метод обучения по образцу
(имитационный):
·
обучение произношению, интонациям,
темп;
·
составление предложений по образцу,
выразительное чтение наизусть;
·
составление текстов разного типа
(описание, повествование, рассуждение);
·
пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
вопросы, творческие задания, упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
·
беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о
чем хотели бы узнать; что хотели бы
увидеть);
·
создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с
незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой);
·
ролевые
игры, экскурсии;
·
совместный
труд и другие виды деятельности,
побуждающие высказаться.
Речевые
упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений,
инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования,
литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды
образовательной деятельности должны повторяться,
чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и
их значения, а также грамматические правила.
Основной
задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической
стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является
совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной,
выразительной речи.
Дети
6-7 лет могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки,
чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
Также
необходимо использовать обучающие игры, такие как: лото, домино, пазлы, парные
картинки, проговаривая действия вслух.
Чтобы
обеспечить чистоту и плавность речи детей, избавить ее от лишних пауз и
запинок, проводите тренировки речевого дыхания, при помощи различных игр и
упражнений, например: «Ветреная мельница», «Узнай цветок», «Чья птичка улетит
дальше?» и другие.
Предлагайте
детям на одном выдохе произносить: чистоговорки и небольшие скороговорки.
Тренировка
движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности, для
развития мелкой моторики используйте мозайки, коробочки для собирания мелких
камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и
завязыванию шнурков, пальчиковый и варежковый театр.
Знание важнейших задач по развитию
речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой
из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.
Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача в данной образовательной деятельности по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи.
Таким образом, знание основных задач развития речи необходимо для правильной организации работы с детьми. Для их достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача в данной образовательной деятельности по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи.
Таким образом, знание основных задач развития речи необходимо для правильной организации работы с детьми. Для их достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Развиваем речь, играя
(6 до 7 лет)
«Похожие
слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по
смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них
похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это
слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
«Два
приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький),
смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.
«Семейная
олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря
признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт
будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих
должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы
"какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая,
высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет
последним слово-признак.
«Два
брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и
худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев
было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика
был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в
их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя
предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище;
кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник -
слонище.
«Назови
ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным,
образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво
звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Магазин
посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово,
развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне
нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для
хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка;
посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли
- солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.
Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Найди
по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и
числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов
разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,
число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме
прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
«Выбери
правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем
ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Найди
картинку»
Цель: развитие анализа и синтеза.
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать,
используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
«Скажи
наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет
слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот.
Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а
наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Поиграйте с ребёнком»
(дидактические игры по развитию речи)
«Закончи
предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)
-Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)
-Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)
-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
-Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
«Кому
угощение?»
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится
перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением
медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны,
кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Назови
три слова»
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся
вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа,
не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может
летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«Кто кем
хочет стать?»
(употребление
трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят
стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со
словом хотим или хочу.
«Зоопарк»
(развитие
связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу.
Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят
стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки
определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
«Режим
дня»
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить
рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
«Кто кем
был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка
(головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба
(икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью)
и т.д.?
«Назови
как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы,
которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто
правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не
повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Подбери
рифму»
(развивает фонематический слух).
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди
них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
УЧИМСЯ, ИГРАЯ
Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках
встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для
дошкольников.
Пословицы и поговорки –
сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких
образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. В них
сконцентрирован и обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.
Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение,
преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного
высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся
на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они
делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда
поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года».
Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей
свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе.
Заблудился в трех соснах». Ребенок
должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться
ими в жизни.
С этой
целью предлагаем вам поиграть с ребенком
в эти игры.
Дидактическая
игра «Я начну, а ты продолжи»
Задачи: учить понимать образные
слова в пословицах и поговорках;
Тише
едешь – (дальше будешь).
Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).
Один в
поле - (не воин).
Глупые
ссорятся, а умные – (договариваются).
Под
лежачий камень – (вода не течет).
Семь раз
отмерь – (один отрежь).
Что
посеешь – (то и пожнешь).
Дидактическая
игра «Угадай-ка».
Задачи: учить понимать образные
слова в пословицах, фразеологизмах.
Что
вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)
Не
цветы, а вянут? (Уши вянут.)
Что
можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)
В чем
можно утонуть опечалившись? (В слезах.)
Какую
часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)
Что
можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)
Дидактическая
игра «Одним словом».
Задачи: учить объяснять смысл
пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Надуть
губы. (Обидеться.)
Как снег
на голову. (Внезапно.)
Вылетело
из головы. (Забыть.)
Как по
команде. (Дружно.)
Со всех
ног. (Быстро.)
Рукой
подать. (Близко.)
УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ
Массовое
явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено
серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их
речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения
удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко
снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют
родителям уделять достаточно внимания
всестороннему развитию своих детей.
Одна из
самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый
ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость
и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь
ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
После
шести лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об
окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя
творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными
способами:
· в
название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо
предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и
паровоз» и т.п.;
· сюжет
знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были
старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и
т.п.;
·
предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в
сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из
сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
·
предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с
тем или иным героем, что может произойти потом;
·
написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
·
сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
·
придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
·
рассказать историю от лица любого героя или предмета;
·
описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого
человека и грустного человека и т.д.
Очень хорошо сделать альбом детских
рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к
каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского
творчества.
спасибо огромное!!!
ОтветитьУдалить