В ходе игры дошкольники при контакте с
природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.
должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за
ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям, животным.
Д/ и «БЕСЕДА С
ДЕРЕВЬЯМИ»
Цель: развивать умение у детей видеть и эмоционально откликаться на
прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная
работа. Чтение
сказок и рассказов по теме.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель. Посмотрите, как
много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится,
подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что
оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети
по желанию рассказывают о «своем»
дереве.
Можно провести
«Беседу с цветами » с использованием растений из цветника
или уголка природы ; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка
природы.
Д/и «ВСТРЕЧА С
РАСТЕНИЯМИ»
Цель:
Формировать эмоциональное отношение к природе.
Материал:
Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на
каждого
ребенка.
ХОД
ИГРЫ
Воспитатель
раздает детям картинки.
Воспитатель.
Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это
растение? Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие
вопросы, помогает на них отвечать, дает
образец рассказа.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНОГО ОПЫТА
В ходе игр обсуждаются
последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить
собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
Д/и «РАДОСТИ И
ОГОРЧЕНИЯ»
Цель: формировать
собственное отношение к природе.
Материал: старичок-Лесовичок
(кукла);
фишки (яркие -
желтого, зеленого, красного цвета);
темные - серого,
коричневого цвета .
Предварительная
работа. Экскурсия
в парк.
ХОД
1вариант. Игра проводится
по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает
предложение, а дети по желанию его заканчивают.
предложение, а дети по желанию его заканчивают.
Например:
Самое красивое
место в парке \ сквере \...
Мне было
радостно, когда ...
Я очень
огорчился \ ась \, когда ...
Мне стало
грустно, когда ... и т.п.
За каждый ответ
дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и
темную - за продолжение двух последних. После игры проводится итог - каких
фишек оказалось больше: если темных \ например, в парке много мусора, сломаны
ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить
ситуацию.
2вариант.
Игра
проводится по типу «вопрос-ответ ».
Старичок-Лесовичок
задает детям вопросы. Например:
Что
тебя порадовало во время прогулки?
Что
тебя огорчило?
За
каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся
итоги.
Д/и «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель:
воспитывать бережное отношение к природе.
Материал.
Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход
В
разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с
изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в
путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.
1 остановка - «Дед
Мазай и зайцы»
Однажды
во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай
поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: « Вижу один островок
небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к
бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше
сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель
задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как
люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.
2остановка - «Кошка»
На
улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для нее еды. Он вышел на
улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад...
Что можно сказать о Саше?
3остановка - «Цветы »
Весной
вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели.
Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и
решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их
придется выбросить».
Что
можно сказать о Лене?
Примечание. Игра
разработана А. И. Сорокиной и адаптирована в целях воспитания у детей
нравственного отношения к природе.
Д/И
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Цель:
уточнить представления детей об экологически правильном
поведении.
Материал:
сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети
ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают
птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого
цвета - на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель
показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе
воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого, (если
оценка положительная) или темного цвета.
Д/и «НЕОБЫЧНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель:
Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать
действия людей в природе.
Материал.
Картинки 20-30 шт. с изображением бережного отношения к природе
(люди сажают деревья, подкармливают животных и т.п.) и жестокого (сломанные
ветки деревьев, разоренные гнезда и т.п.); полоса обоев.
Ход
1вариант.
Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке
картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с
помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
2вариант.
Все картинки выложены в
ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и
быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения природе.
Выигрывает
та пара, которая соберет больше картинок.
3вариант.
Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное
отношение к природе. Затем вместе с
воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли
бы участвовать.
бы участвовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий