Мой опрос

09.04.2017

Развлечение в старшей группе на тему «Загадочная Арктика»



Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников, через игровую деятельность.
Задачи:  
1. Создать условия для формирования представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях.
2. Создать условия для развития связной речи у дошкольников, обогащения словаря.
3. Создать условия для расширения кругозора у детей.
4. Создать условия для развития интереса к опытно-экспериментальной деятельности,  развивать внимание, мышление, память.
5. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,  коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: занятия и беседы по теме «Загадочная Арктика»; опытно-экспериментальная деятельность; подвижные и дидактические игры по теме;  рассмотреть иллюстрации, посмотреть презентации, видеофильмы, почитать статьи о животных в детских энциклопедиях, книгах; продуктивные виды деятельности по теме; разучивание стихотворений и чтение художественной литературы;
Оборудование: ноутбук; мультимедиа; иллюстрации по теме; глобус; «парашют» из ткани; карточки с изображением одежды по сезону и сумка дорожная; пластиковая бутылка с листом бумаги внутри; рисунки и поделки детей для оформления выставки «Животный мир Арктики»; емкости с водой, салфетки, полоски бумаги, кусочки цветного льда.

ХОД  развлечения
Орг. момент
Дети входят  в зал под музыку, садятся на стулья.
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом.
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг.
Тут – речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря
Всё называется Земля!
На большом экране Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Как меня зовут?
Дети: Да, Незнайка.
Незнайка: Правильно! Ребята, помогите мне, пожалуйста!  По географии в школе мне задали домашнее задание, приготовить рассказ, о Крайнем Севере нашей страны, Арктике. А что это такое и где это находится, я не знаю.  А вы такие умненькие, все знаете! Поможете мне узнать, что такое?
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Да
Незнайка: Ура! Спасибо, ребята!
Воспитатель: Давайте отправимся с вами в путешествие, в настоящую экспедицию в Арктику – царство снега и льда, где проведем небольшие исследования. Хотите?
Дети: Да
Основная часть
Воспитатель: Скажите, а  что же такое Арктика? И где она расположена?
Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.
(Арктика – это Северный Ледовитый океан и земли, которые  к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика – северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «Медведица». Там полярная ночь зимой, а летом круглосуточно день).
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли это так. Что нам поможет?
Дети: Глобус
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты Земли
Воспитатель: Кто покажет Арктику на глобусе?
По желанию один из детей показывает на глобусе, Арктику.
Воспитатель: А что вы знаете о погоде в Арктике?
Дети: Рассказывают о климате Арктики
Воспитатель помогает обобщить ответы детей.
(Климат в Арктике, очень суровый. Зимой температура опускается до минус 60 градусов по Цельсию. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Это называется полярная ночь. Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки.  Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом. Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть удивительные обитатели).
Воспитатель: Ребята, но чтобы отправиться нам в путешествие в холодную часть нашей страны, что нам нужно взять?
Дети: Теплые вещи
Воспитатель: Давайте мы с вами их соберем.

Проводится Д/и «Соберем в дорогу вещи»
На столе приготовлена сумка дорожная и картинки с изображением разных вещей и обуви на все сезоны. Дети должны выбрать, только теплую обувь и одежду для путешествия на Север.
Воспитатель: Вижу, что  путешествию вы готовы! А теперь я назову состав нашей экспедиции: начальник экспедиции, ученые, исследователи. Обратите внимание на глобус: Арктика далеко расположена?
Дети: да
Воспитатель: Только нам нужно быть дружными, чтобы не отстать и не потеряться в пути. А добраться до Арктики нам поможет волшебный «Парашют». В добрый путь!
(Дети берутся одной рукой за петлю пособия «Парашют» и идут по кругу).
Воспитатель:
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи друзьям дорогу (идут по кругу, высоко поднимая ноги)
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком (топающий шаг)
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом (бег по кругу)
Через горы, через горы мы пойдем.
Через горы ледяные перейдем (ходьба на носках, «парашют» вверх)
По торосам ледяным мы побредем
К океану ледовитому придем (ходьба в полуприседе)
Ходят волны вокруг ледяные (встали)
Вот такие они, вот такие (поднимать руки вверх и опускать вниз)
Море волнуется раз (присели)
Море волнуется два (встали)
Море волнуется три (присели)
Даня и Лера по морю плыви (Поднимаем парашют, названные дети меняются местами под парашютом. Можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Будьте внимательны! Мы приземляемся! Здесь так холодно!
На большом экране мультимедиа появляется северное сияние.
Воспитатель: Посмотрите на небо! Какое прекрасное зрелище! Это северное сияние! А кто знает, что это?
Дети: предположения
Воспитатель: Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся в небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.

Воспитатель смотрит на пол и видит бутылку с листком внутри, поднимает ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, то-то оставил бутылку, в ней что-то есть.
Давайте посмотрим, что там.
Достают листок с заданиями, читают их.
Задание 1. «Почему айсберг не тонет в воде?»
Проводится опыт со льдом.
Задание 2. «Чьи следы?»
Воспитатель:
Кто расхаживал по снегу,
Догадайся – ка по следу!
Каждый снежный след
Затаил в себе секрет
Дети – «Ученые рассматривают по очереди следы животных и рассказывают, кому они принадлежат.
Воспитатель: Правильно! А теперь посмотрите на экран.
На экране появляются животные Крайнего севера.
Давайте расскажем Незнайке, какие животные обитают здесь?
Дети:
1й ребенок:
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
2й ребенок:
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
3й ребенок:
Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
4й ребенок:
Песец, полярная лисица,
Жить в Заполярье не боится.
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и  хвосты:
Зверьки под хвостик прячут спины
И спят – без пледа и перины.
5й ребенок:
Лемминг,
Или мышь полярная  -
Пища в тундре популярная.
Ест их всяк, кому не лень –
Горностай, песец, олень,
Волк, сова и даже лось.
Так уж в тундре повелось.
Затем другие 5 детей по очереди рассказывают о животных Арктики. На экране появляются изображения каждого животного.
         Белый медведь – его называют полярным, так ка он живет недалеко от Северного полюса. Вода – его привычная стихия: на дрейфующих льдинах он проплывает сотни километров. У белого медведя под густой шерстью есть толстый слой подкожного жира, который помогает животному сохранять тепло. Шерстью покрыта даже большая часть стоп медведя. Длинные загнутые когти облегчают ему передвижение по гладкому льду и помогают схватывать добычу. Самая любимая еда белого мишки – нерпы и морские зайцы (лахтаки), он нападает на моржей, ест рыбу и морских птиц.
         Косатка – Млекопитающее, родственница дельфина. У нее есть спинной плавник, он изогнут как сабля. Плавники помогают косатке ориентироваться в воде. Это самое быстрое водное млекопитающее. Живут косатки семьями и всегда помогают друг другу. Между собой общаются при помощи звуков, напоминающих пение. Косатки очень умные, их можно научить делать различные трюки, окрас черно-белый у них. В Тихом океане встречаются косатки без белых пятен, полностью черные. Их называют меланистами. Но есть и полностью белые косатки – альбиносы. Одни косатки любят лакомиться сельдью, другие – предпочитают ластоногих.
«Китами – убийцами» называть косаток - бродяг. Они питаются дельфинами, китами, ластоногими, морскими львами и даже оленями и лосями. На человека косатки не нападают.
         Лемминги – звери - грызуны, живут в арктической тундре. У них плотное телосложение, короткие лапы, тупая мордочка, скрытые в меху уши и короткий хвостик. Мех очень густой, окраска серо-коричневая или пестрая. В зимнее время года когти у леммингов разрастаются, приобретая форму копыт. Они помогают им разрывать мерзлую землю в поисках корней осоки. Питаются лемминги корневищами, побегами тундровых растений. Зимой они строят под снегом теплые гнезда-укрытия, которые защищают их от холода.
         Нарвал – буроватый в крапинку кит, он обитает в Северном Ледовитом океане. Питается рыбой, кальмарами и крабами. Длина его тела – 4,5 м. Нарвала называют единорогом, у самца спереди головы торчит длинный (до 3 м в длину) прямой тонкий рог, это зуб, закрученный впереди против часовой стрелки. С правой стороны тоже имеется зуб, но его не видно.
         Морж – самое крупное наземное животное Арктики, живет в прибрежных водах Северного Ледовитого океана. Длина моржа достигает 3м. Он похож на огромного тюленя со складками на коже, имеет два больших костяных бивня (это верхние клыки) длиной 1м. Этими гигантскими зубами морж роется в морском дне, добывая раковины устриц и других моллюсков, продвигаясь по льду. Толстый подкожный слой жира защищает моржа от холода и помогает держаться на плаву.
Задание 3. «Опыт с бумагой»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами покажем, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.
Дети проводят опыт с полосками бумаги.
Воспитатель: - Чтобы удобнее было работать, каждый найдет себе пару.
 Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.
 Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Вопрос к детям. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
Воспитатель: Ребята, вдали показался остров Врангеля. Что это за остров такой кто скажет?
Дети: Рассказ одного из детей о заповеднике «Остров Врангеля».
Когда человек начал осваивать Арктику, он стал наносить вред природе, особенно животному миру. Поэтому в нашей стране появились проекты по защите арктических животных. Среди них – программа «Белый Медведь», ее цель – сохранить численность белых медведей в России. Также созданы заповедники. Та появился заповедник «Остров Врангеля» - это арктический остров, назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля.
Воспитатель: Я как начальник экспедиции объявляю об окончании нашего путешествия на Северный полюс. Мы много интересного узнали об Арктике и ее обитателях.  Ребята, какое животное называют  символом Арктики?
Дети: Меленький белый медвежонок Умка.
Воспитатель: Конечно! А нам пора обратно в детский сад!
Дети берутся одной рукой за петлю пособия «Парашют» и идут по кругу.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи друзьям дорогу (идут по кругу, высоко поднимая ноги)
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком (топающий шаг)
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом (бег по кругу)
Через горы, через горы мы пойдем.
Через горы ледяные перейдем (ходьба на носках, «парашют» вверх)
По торосам ледяным мы побредем
К океану ледовитому придем (ходьба в полуприседе)
Ходят волны вокруг ледяные (встали)
Вот такие они, вот такие (поднимать руки вверх и опускать вниз)
Море волнуется раз (присели)
Море волнуется два (встали)
Море волнуется три (присели)
Даша и Саша по морю плыви.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в наш детский сад! Ну, что Незнайка, помогли тебе ребята с докладом по географии?
Незнайка: Да, очень помогли! Спасибо, вам ребята! Я теперь много знаю о Крайнем Севере нашей страны и его обитателях. Пойду, напишу доклад обо всем, что сегодня узнал. До свидания!
Воспитатель и дети прощаются с Незнайкой.
Звучит песня «Где-то на белом свете» и дети под музыку уходят из зала.



Комментариев нет:

Отправить комментарий