Цель: Создание
социальной ситуации развития в процессе формирования представлений у детей о
традициях празднования русским народом масленицы.
Задачи:
1.
Создать условия для знакомства детей с традициями русского народ, с праздником
масленица.
2.
Создать условия для формирования представлений о народных обрядах и обычаях
связанными с праздником масленица.
3.
Создать условия для стимулирования речевой активности детей.
4.
Создать условия для положительного эмоционального настроения у детей.
5.
Воспитывать любовь культуре своего
народа.
Предварительная работа:
изготовление
чучела вместе с детьми из ненужных лоскутов, старых вещей; разучивание песен,
стихов, поговорок, потешек, народных игр.
Действующие лица: Тетка Маланья,
Скоморохи, чтецы.
Ход
праздника
Тетка
Маланья: Здравствуйте, гости дорогие! А не
надоела ли вам зима? Намерзлись в морозы, намаялись. Ну да ничего. Скоро и к
вам Весна красная придет! Я сейчас стих прочитаю, а вы сами поймете, о чем речь
пойдет.
В
этот праздник не скучают,
Всё
в веселье превращают
Печь
на улице стоит
Выпекать
блины велит
С
маком, творогом, капустой
Чтобы
было очень вкусно
К самовару подходи – ароматный чай бери!
Тетка
Маланья: Что за праздник такой, люди в конце
февраля, начале марта празднуют и блины пекут?
Дети:
Ответы
Тетка
Маланья: пусть за окном снег идет, а мы сейчас
вместе Масленицу позовем, чтобы она быстрее, к нам пришла и Весну за собой
привела!
Приезжай
к нам в гости Масленица,
На
широкий двор –
На
горах покататься,
В
блинах поваляться,
Сердцем
потешаться!
(дети повторяют закличку
и ждут гостей)
Приходят скоморохи.
Скоморохи:
И
на горках покатаемся, и блинов поедим, и масленицу встретим. Но сначала мы о
ней расскажем вам.
Рассказ скоморохов:
- А вы знаете, почему Масленицу так назвали? Потому что все, целую неделю,
пекли блины. На блины звали дорогих гостей, чтоб больше счастливых дней в году
было.
В
сёлах и городах строили ледяные горки, крепости из снега, качели, балаганы для
скоморохов, циркачей, столы с разнообразными кушаньями и напитками.
Взрослые
ходили в гости, дети забавлялись катанием на санках, объедались блинами.
Тетка
Маланья: За окошком солнышко выглянуло, а не пора
ли нам гости дорогие поиграть с ребятишками.
Проводится
игра «Родничок»
На
полу кладутся две одинаковые веревки, они обозначают родничок. Все дети выходят
на середину и делятся на 2 команды. Обхватывают друг друга руками за пояс и
поют:
Разлился
родничок
Золотой
рожок
Разлился
ключевой,
Белый,
снеговой
Уу-ух!
На
слове «Уу-ух!» нужно боком всем вместе перепрыгнуть через веревку. Та команда,
в которой ни один человек не наступит на
веревку, выигрывает.
Скоморохи:
А
сейчас загадки отгадайте!
Кто
всю зиму лежал, а весной в лес побежал?
(Снег)
Что
выше леса, краше света, без огня горит?
(солнце)
Без
рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)
Летели
серые гуси, нароняли белого пуха (тучи и снег)
Молодцы,
детишки, все то вы знаете!
Скоморохи:
А
сейчас дальше про Масленицу расскажем.
Понедельник
– назывался встреча.
Дети
зазывали: «Масленица, красная Краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовой дом
душою потешиться, умом повеселиться.
Вторник
– назывался заигрыши.
В
этот день звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим
жаловать».
Среда
– лакомки.
В
этот день приходили тёще на блины, звали
гостей.
Четверг
– назывался разгуляем.
В
этот день с утра до вечера веселились, гуляли, водили хороводы, пели частушки.
Пятница
– тещины вечеринки.
С
почестями тещу и ее родню приглашали на обед.
Суббота
– золовкины посиделки.
Молодые
приглашали в гости к себе Золовок, дарились подарки.
Последний
день Масленицы – Прощеное Воскресенье. Сжигали чучело – символ Зимы, провожали
зиму до следующего года. Также просили друг у друга прощения. А в ответ
слышали: «Бог простит». Уходит
Масленица, а вместе с ней и Зима. Весна
вступает в свои права.
Тетка
Маланья: А не поиграть бы нам в игру «Малечина
– калечина».
Надо
произнести: «Малечина – калечина, сколько часов осталось до вечера, до
зимнего?»
После
слов «До зимнего?» ставят палу на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий
считает: «Один, два, три – 10».
Выигрывает
тот, то дольше продержит предмет (палку). Ведущий может давать разные задания:
играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, кружиться.
Скоморохи:
Давайте
закличу произнесем и солнышку обратимся:
Красное,
разожгись!
С
Весной красною вернись!
Красно
- солнышко,
В
дорогу выезжай!
Зимний
холод прогоняй!
(Дети повторяют
закличку несколько раз).
Вносят чучело и поют:
Ой, да Масленица на
двор выезжает
Широкая
на двор выезжает!
А
мы, маленькие, ее встречаем!
Ой,
да Масленица, погости немножко!
Ой,
да широкая, погости немножко!
Дети одеваются и
выходят во двор, водят хоровод.
Играет гармонь.
Дети: Прощай,
Масленица!
Прощай, красная!
Наступает Великий пост!
Дадут нам редьки хвост!
А мы редьку не берем
Кота за уши дерем!
Скоморохи: Пора
чучело поджигать.
Дети повторяют: Гори-гори, ясно!
Чтобы не погасло!
(В
костер бросают записки)
Масленица, прощай!
А на следующий год
Опять приезжай!
Дети возвращаются на чаепитие с блинами,
праздник заканчивается!
Комментариев нет:
Отправить комментарий