Мой опрос

10.03.2017

Сценарий развлечения в старшей группе «Гуляй Масленица»


Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений у детей о традициях празднования русским народом масленицы.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства детей с традициями русского народ, с праздником масленица.
2. Создать условия для формирования представлений о народных обрядах и обычаях связанными с праздником масленица.
3. Создать условия для стимулирования речевой активности детей.
4.  Создать условия для положительного эмоционального настроения у детей.
5. Воспитывать любовь  культуре своего народа.
Предварительная работа:  изготовление чучела вместе с детьми из ненужных лоскутов, старых вещей; разучивание песен, стихов, поговорок, потешек, народных игр.
Действующие лица:  Тетка Маланья, Скоморохи, чтецы.


Ход праздника
Тетка Маланья: Здравствуйте, гости дорогие! А не надоела ли вам зима? Намерзлись в морозы, намаялись. Ну да ничего. Скоро и к вам Весна красная придет! Я сейчас стих прочитаю, а вы сами поймете, о чем речь пойдет.
В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают
Печь на улице стоит
Выпекать блины велит
С маком, творогом, капустой
Чтобы было очень вкусно
 К самовару подходи – ароматный чай бери!
Тетка Маланья: Что за праздник такой, люди в конце февраля, начале марта празднуют и блины пекут?
Дети: Ответы
Тетка Маланья: пусть за окном снег идет, а мы сейчас вместе Масленицу позовем, чтобы она быстрее, к нам пришла и Весну за собой привела!
Приезжай к нам в гости Масленица,
На широкий двор –
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться!
(дети повторяют закличку и ждут гостей)
Приходят скоморохи.

Скоморохи: И на горках покатаемся, и блинов поедим, и масленицу встретим. Но сначала мы о ней расскажем вам.
Рассказ скоморохов: - А вы знаете, почему Масленицу так назвали? Потому что все, целую неделю, пекли блины. На блины звали дорогих гостей, чтоб больше счастливых дней в году было.
В сёлах и городах строили ледяные горки, крепости из снега, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, столы с разнообразными кушаньями и напитками.
Взрослые ходили в гости, дети забавлялись катанием на санках, объедались блинами.
Тетка Маланья: За окошком солнышко выглянуло, а не пора ли нам гости дорогие поиграть с ребятишками.
Проводится игра «Родничок»
На полу кладутся две одинаковые веревки, они обозначают родничок. Все дети выходят на середину и делятся на 2 команды. Обхватывают друг друга руками за пояс и поют:
Разлился родничок
Золотой рожок
Разлился ключевой,
Белый, снеговой
Уу-ух!
На слове «Уу-ух!» нужно боком всем вместе перепрыгнуть через веревку. Та команда, в которой  ни один человек не наступит на веревку, выигрывает.

Скоморохи: А сейчас загадки отгадайте!
Кто всю зиму лежал, а весной в лес побежал?  (Снег)
Что выше леса, краше света, без огня горит?  (солнце)
Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)
Летели серые гуси, нароняли белого пуха (тучи и снег)
Молодцы, детишки, все то вы знаете!
Скоморохи: А сейчас дальше про Масленицу расскажем.
Понедельник – назывался встреча.
Дети зазывали: «Масленица, красная Краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовой дом душою потешиться, умом повеселиться.
Вторник – назывался заигрыши.
В этот день звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».
Среда – лакомки.
В этот день приходили  тёще на блины, звали гостей.
Четверг – назывался разгуляем.
В этот день с утра до вечера веселились, гуляли, водили хороводы, пели частушки.      
Пятница – тещины вечеринки.
С почестями тещу и ее родню приглашали на обед.
Суббота – золовкины посиделки.
Молодые приглашали в гости к себе Золовок, дарились подарки.
Последний день Масленицы – Прощеное Воскресенье. Сжигали чучело – символ Зимы, провожали зиму до следующего года. Также просили друг у друга прощения. А в ответ слышали: «Бог простит».  Уходит Масленица, а вместе с ней и Зима.  Весна вступает в свои права.
Тетка Маланья: А не поиграть бы нам в игру «Малечина – калечина».
Надо произнести: «Малечина – калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?»
После слов «До зимнего?» ставят палу на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Один, два, три – 10».
Выигрывает тот, то дольше продержит предмет (палку). Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, кружиться.
Скоморохи: Давайте закличу произнесем и  солнышку обратимся:
Красное, разожгись!
С Весной красною вернись!
Красно - солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
(Дети повторяют закличку несколько раз).
Вносят чучело и поют:
 Ой, да Масленица на двор выезжает
Широкая на двор выезжает!
А мы, маленькие, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погости немножко!
Ой, да широкая, погости немножко!
             Дети одеваются и выходят во двор, водят хоровод.
Играет гармонь.
Дети: Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Наступает Великий пост!
Дадут нам редьки хвост!
А мы редьку не берем
Кота за уши дерем!
Скоморохи: Пора чучело поджигать.
Дети повторяют: Гори-гори, ясно!
Чтобы не погасло!
(В костер бросают записки)
Масленица, прощай!
А на следующий год
Опять приезжай!



Дети возвращаются на чаепитие с блинами, праздник заканчивается!

Комментариев нет:

Отправить комментарий