Мой опрос

17.01.2023

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками в старшей группе «Там, на неведомых дорожках…»


Цель: Создание социальной ситуации развития через путешествие в «мир сказок».
Задачи1. Создать условия для развития интереса к русской народной сказке.
2. Создать условия для формирования представления у детей о сказке как жанре словесного фольклора.
3. Создать условия для развития умения отличать русскую народную сказку от авторской сказки.
4. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о любимых сказках. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Рисование любимых героев сказок, аппликация. Чтение детям отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Ход ОД

Орг. Момент:
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие в «Мир сказок». Для этого он просит ребят закрыть глаза и представить, что они переносятся в «Мир сказок», а сама в это время читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Во время чтения стих-я воспитатель расставляет атрибуты из русских народных сказок (волшебная палочка, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и др., а также изображения героев сказок. После этого ребятишки открывают глаза и обращают внимание на атрибуты.
Воспитатель слушает предположения детей: Кто это? Для чего? Из какой сказки?
Основная часть:
Сюрпризный момент:
Появляется сказочник под сопровождение музыки и приветствует детей.
Сказочник: Здравствуйте, ребята, я сказочниксказки сказывать привык, что вы ищите, куда путь держите?
Воспитатель: Здравствуй, сказочник, мы с ребятами решили оправиться в мир сказок, чтобы узнать интересное о сказках и послушать сами сказки.
Сказочник: Хорошо, ребята, а вы любите сказки? Какие у вас самые любимые сказки? А герои?
Дети: Ответы
Сказочник: Молодцы, ребятишки, а теперь я хочу загадать вам загадки. Вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Ответы
Сказочник:
Есть одна игра для вас –
Загадки говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке.
И зовется …. (Колобок)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса
Догадались кто?. (Лиса)
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю. (Золушка)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? (Герда)
Сказочник: Ой, какие смышлёные ребятишки мне встретились. Молодцы!
Проводится физ. Минутка «Прочь усталость, лень и скука»
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Затем сказочник предлагает вспомнить названия любимых сказок и их содержание. Обращает внимание детей на картинки которые появляются на экране монитора.
(сказки можно использовать любые, учитывая возраст детей и их знания о сказках.)
Обобщая ответы детей, сказочник делает выводы, что дети очень любят и знают сказки.
Сказочник: Ребятишки, мир сказок очень большой, ну прям как наша планета Земля, на которой мы с вами живем, а каждую сказку можно сравнить со страной. Мир сказок делится на две большие части: в одной живут сказки народные, а в другой - авторские.
Ребята, а как вы думаете, какие сказки называются народными?
А какие авторскими? Почему они так называются? Кем придуманы?
Дети: Ответы, предположения.
Сказочник: Авторская сказка придумывается, создается одним человеком – автором, а народная сказка создается народомНародная сказка передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям, а когда дети становятся взрослыми, то уже сами рассказывают их своим деткам. Так сказка и живет. У каждого народа есть свои сказки и их очень много.
Ребята, а давайте мы с вами вспомним какими бывают народные сказки? (в них много волшебства и превращений, животные говорят человеческим языком и др). Кто главные герои сказок? О ком эти сказки? Что происходит в русских народных сказках? Какими словами начинаются и заканчиваются русские народные сказки?
Дети: Ответы, предположения, выводы.
Воспитатель: Видишь сказочник, сколько сказок знают ребята и любят и даже знают о том. Как отличить русскую народную сказку.
Сказочник прощается с ребятами и дарит им в подарок просмотр на экране одной из русских народных сказок. И под музыку уходит. Ребята просматривают мультфильм.
Итог. Рефлексия:
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вернуться назад в детский сад. Произносит слова:
Тили-тили-тили-бом,
Возвращаемся домой!
Полсе возвращения в дет. Сад. Воспитатель спрашивает: Ребята, а что вам сегодня понравилось больше всего? Что было для вас новым? Что еще хотели бы узнать?
Ответы детей.
Занятие окончено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий