Мой опрос

14.09.2022

Консультация для родителей "Учим ребенка пересказывать"

Развитие связной речи – одна из главнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, что необходимо для формирования личностных качеств и полноценного обучения ребенка в школе. Одним из доступных и действенных средств развития связной речи является обучение детей пересказу. Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4-летнего возраста. При обучении пересказу дошкольников очень эффективным является использование иллюстраций к рассказу или опорных картинок, расположенных в виде план-схемы. В работе над пересказом текста рекомендуется использовать такую последовательность:


1. Взрослый выбирает рассказ, наиболее соответствующий возрасту, этапу обучения, индивидуальным особенностям, а также произносительным возможностям ребенка. Наиболее простой формой для восприятия ребенка при формировании умения связно, последовательно излагать свои мысли являются рассказы о событиях из окружающей жизни. При этом важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета. Также рассказ для прочтения и последующего пересказа может быть выбран ребенком самостоятельно, в этом случае он будет воспринят с большим воодушевлением. 

 Взрослый читает ребенку название рассказа, затем выразительно – весь рассказ целиком (без установки на запоминание и пересказ). В это время ребенок рассматривает картинку к рассказу и усваивает его содержание. 

3.  Побеседовать с ребенком, чтобы выяснить, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений, которые могли бы вызвать у ребенка трудности. Особое внимание уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом. При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Можно попросить ребенка ответить полными предложениями на вопросы по тексту рассказа. Это поможет осмыслить сюжет, вспомнить последовательность происходящих событий, установить логические связи. Таким образом, обеспечивается смысловая доступность рассказа. 

4. Взрослый читает ребенку рассказ повторно, но теперь уже с установкой на запоминание и пересказ.

 5 Ребенку предлагается пересказать текст, опираясь на иллюстрацию или на опорные картинки наглядного плана. Если ребенок испытывает трудности при пересказе, то в качестве подсказки целесообразно использовать жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы. Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Такие приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста. 

 При случае можно попросить ребенка пересказать понравившийся рассказ друзьям или домочадцам. Это предложение найдет большой эмоциональный отклик в душе ребенка и закрепит ситуацию успеха. Кроме того, рассказ или сказка, снабженные иллюстрацией – сюжетной картинкой, являются прекрасной базой для различных лексико-грамматических упражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие словечки (предлоги), закончить предложения по их началу и т.д. Когда ребенок хорошо владеет текстом, на его базе полезно поработать над совершенствованием связной речи. Можно предложить ребенку: подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года; добавить в рассказ предшествующие или последующие события; рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п. Так, некогда унылое занятие пересказом можно превратить в увлекательное занятие для ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий