Цель: Создание социальной ситуации развития через формирование
познавательной активности и творческого
воображения у детей.
Задачи:
1.
Создать
условия для обобщения, уточнения и расширения представлений, знаний детей об
осени, диких животных, птиц.
2.
Создать
условия для развития памяти, внимания, фонематического восприятия, свободно
пользоваться простыми предложениями, формировать умение активно вступать в
речевое общение, высказывать свое мнение, предположение.
3.
Создать
условия для формирования у детей представлений об осени, жизни животных,
посредством ИКТ технологий.
4.
Активизировать
словарь по теме, сформировать умение вести себя в лесу.
5.
Воспитывать
любовь к природе, бережное отношения к ней.
Предварительная
работа: виртуальная экскурсия в природу по осеннему лесу, загадывание
загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С.
Михалков «Жадный заяц», Г. Снегирь «Медвежонок»).
Занятия по лепке. Дидактические
игры: «Охотник», «Когда это бывает», «Кто,
чем питается?»
Словарь:
сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, ветер, легкий, золотая, багряные, и т.д. Названия
диких животных, перелетных и зимующих птиц.
Используемый
материал: картинки перелетных и зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели,
шишки. Музыкальное сопровождение
Вивальди « Осень». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Осенний лес».
Оборудование:
Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: «Осенний лес».
Ход
ОД
Орг.
момент
В
группе устроена выставка детских работ на тему: «Осень в гости к нам пришла».
Дети
стоят в кругу.
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем
Ежик
По сухой лесной дорожке -
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорржек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
(Руки согнуты перед
грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делает мелкие,
частые шажки)
Воспитатель:
Ребята, У всех хорошее настроение? Закройте глазки и послушайте, что вы
услышите сейчас (аудиозапись звуки
осеннего леса).
Воспитатель
открывает презентацию «Осенний лес», дети внимательно смотрят на экран. ( Слайд –
картина «Осенний лес»).
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы
отправимся с вами в осенний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать
загадку, ведь нам нужно на чем - то туда отправится, а на чем?! В этом нам
поможет загадка: (Слайд – велосипед)
У
него – два колеса
И
седло на раме.
Две
педали есть внизу,
Крутят
их ногами.
(Велосипед)
Отвечают дети.
Воспитатель: Правильно, ребята в лес мы отправимся
на велосипеде, давайте с вами ляжем на ковер и начнем крутить педали (дети
выполняют упражнение велосипед). Посмотрите на экран, вот мы и
приехали на лесную полянку. Ребята, а
давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Дети
отвечают.
Воспитатель:
1.Умей вести себя в
лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят
добрых детей.
2.Не рви цветы,
за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
3.Не ломай зря
деревья, не делай на них вырезки. ...
4.Не лови ради
забавы бабочек, муравьёв и других животных.
5.
Не
сори в лесу.
Звучит запись ветра.
Воспитатель:
Ребята,
слышите? Что это за звуки?
Дети: дует ветер.
Воспитатель: Правильно, дует
легкий осенний ветерок. (Слайд с
поляной).
Давайте с вами тоже
попробуем сделать ветерок, как мы умеем.
Упражнение «Ветерок»
Я ветер сильный,
я лечу,
Лечу, куда
хочу (руки опущены, ноги
слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево
посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть
направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить
голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи
разгоняю (круговые движения руками).
(дети
выполняют упражнение на дыхание)
(чтение
стихотворения) Е.
Трутнева « Осень»
Утром
мы во двор идем —
Листья
сыплются дождём,
Под
ногами шелестят
И
летят… летят… летят…
Пролетают
паутинки
С
паучками в серединке,
И
высоко от земли
Пролетели
журавли.
Всё
летит! Должно быть, это
Улетает
наше лето
Воспитатель: О каком времени года говорится в
стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Верно, осень
вокруг и в лесу тоже осень пришла. Ребята, что мы можем сказать о лесе осенью? Какой он?
Дети: Осенний лес.
Воспитатель: Давайте вспомним
тех, кто живёт в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам. (Слайд с
изображение животных)
Дети: Звери, птицы (называют зверей, птиц)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру и в этом
нам поможет наш экран Д/у «Какая, какой»
Волк (Какой?) –
злой, голодный, серый
Медведь (Какой?)
– большой, сильный, бурый
Лиса (Какая?) –
хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой?) –
трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая?) –
запасливая, юркая.
Воспитатель: Молодцы, с животными определились,
описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
В дупле живет …(белка),
В логове живет…
(волк),
Под кустом
дрожит …(заяц),
Зимой в
берлоге….(медведь),
В норе …(лиса),
В хатке под
водой …(бобр).
Физминутка «Осень»
Мы дорожки
подметаем (имитация движений)
Листья в кучи
собираем (наклониться, имитировать
движение)
Чтоб гуляя,
малыши
Веселились от
души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей
пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Осень – очень красивое время года.
Незаметно промелькнуло красное лето. Наступила красавица осень. Взмахнула
широкими рукавами и зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными (слайды с изображением осеннего леса).
Вначале
осени в садах зацвели, заиграли разными цветами георгины, астры, календула.
Среди деревьев особой красотой отличается рябина. Не боятся ягоды рябины
холода. Первый морозец им не страшен, они становятся только слаще, убивает
мороз в них горечь.
Но вот прошёл
первый месяц осени – сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Уже заметно, что
день становятся короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе,
пасмурно, дождливо. Ветру – шалуну нравится играть с деревьями, раскачивает он
их, срывает с них листья. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на
земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад.
Падают, падают листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться.
В это время в лесу налилась, закраснела клюква. Смелая ягода, перезимует под снегом, а весной снег сойдёт, иди, собирай. (слайды)
Падают, падают листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться.
В это время в лесу налилась, закраснела клюква. Смелая ягода, перезимует под снегом, а весной снег сойдёт, иди, собирай. (слайды)
Встречается и
брусника, которая служит пищей для птиц: глухарей, косачей, рябчиков.
Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Погода меняется почти каждый день. Один день, кажется, что ещё осень, а бывает, нанесёт снегу, так как будто наступила настоящая зима. Да и морозец нет, нет, да и покажет свой характер.
Реки сначала покрываются тоненькой корочкой льда, да и то в основном в ночное время, а днём ещё солнышко может растопить ледок, и речка снова бежит, радуется, что мороз не сковал её.
В конце ноября видно, что вся природа готова к приходу матушки зимы, и ждёт её.
Как же в лесу животные в осенние месяцы готовятся к зиме?
Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Погода меняется почти каждый день. Один день, кажется, что ещё осень, а бывает, нанесёт снегу, так как будто наступила настоящая зима. Да и морозец нет, нет, да и покажет свой характер.
Реки сначала покрываются тоненькой корочкой льда, да и то в основном в ночное время, а днём ещё солнышко может растопить ледок, и речка снова бежит, радуется, что мороз не сковал её.
В конце ноября видно, что вся природа готова к приходу матушки зимы, и ждёт её.
Как же в лесу животные в осенние месяцы готовятся к зиме?
Зайдёшь в лес, кажется тихо, только ветер гуляет. Но это не так, лес живёт своей жизнью, недоступной для постороннего глаза. Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц, как настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет другой, легче прятаться от хищников.
Заяц был серым, станет белым. Поздней осенью зайцу приходится туго, шкурка серая, а осенью первый снег в некоторых местах уже появляется, никуда зайцу не спрятаться ни от хищников, ни от охотников. (слайды)
Белка рыжую
шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме. Собирала
трудяга ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках. Если
никто из животных не разорит их, хватит белке на всю долгую зиму.- Ребята, в
детском саду мы с вами ходим на прогулку.
На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (слайды)
Кто это бежит,
шуршит листьями шур – шур – шур? А.. так это ёжик, бежит, спешит, готовится к
зиме. Ёжик – хищник питается мелкими насекомыми, реже растительностью. Бежит по
лесной дорожке, разыскивают пищу: берегись лесная живность! Старается ёжик
нагулять перед зимой как можно больше «жирка». Для своей норки ёжик роет ямку в
земле, натаскивает туда травы, листьев. Зимой ёжик впадает в спячку до весны. (слайды).
Спит зимой и
«хозяин леса» медведь, а летом и осенью мишка, нагуливает «жир». Медведь
животное всеядное, любит Топтыгин и ягоды, и корни деревьев, знатный рыбак, ох,
как он любит рыбкой полакомиться. (слайд)
Готовит себе
жилище для зимней спячки и барсук. (слайд)
Лягушки, змеи,
ящерицы, жабы тоже впадают в спячку. (слайд)
Не стало видно и
насекомых, спрятались кто под кору деревьев, а кто в землю.
Бежит вдоль леса
речка. У речки трудятся бобры, делают норку для зимы, заготавливают брёвна для
хатки, (так называется их жилище) ветки для корма зимой. (слайд)
Не слышно в лесу
стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые
края. Сначала улетают насекомоядные птицы, затем зерноядные, потом болотные и
водные. (Слайд). Так животные леса
готовятся к приходу зимы.
Я
рассказ прочитала
Об
осени Вам,
О
приметах её,
И
её красоте,
И
о том, как в лесу,
Звери
осень встречают,
И
готовят припасы к зиме!
Воспитатель: Вот так живут звери в осеннем лесу. А
теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова ляжем и
покрутим наши педали на велосипеде. (слайд
велосипед), дети ложатся на пол и выполняют движения велосипед под музыку.
Воспитатель: Вот мы и вернулись снова в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких
птицах, животных мы сегодня говорили? Молодцы, вы очень хорошо проявили себя на
нашей экскурсии! Вы настоящие друзья природы.
спасибо. очень интересно, просто и увлекательно...
ОтветитьУдалить