Мой опрос

12.04.2018

Чем увлечь детей на экологической тропе?


             РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Чем увлечь детей на экологической тропе?
Екатерина Мельникова, 
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Светлана Герасина, 
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Алевтина Шипаева, 
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Татьяна Широкова, 
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
         ФГОС ДО требует, чтобы педагоги максимально использовали образовательный потенциал территории детского сада. В летний период большую часть времени они проводят с детьми на улице. Узнайте, чем воспитатели планируют занять воспитанников на участках групп. Совместно разработайте маршрут экологической тропы и включите в него интересные объекты. Предлагаем пример такого маршрута.
         Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория ДОО предоставляет для этого большие возможности. Обратите внимание на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней. Каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования. Организуйте прогулки с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение.


         Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
            Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде всего, необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу поможет экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности. Благодаря ей воспитанники научатся познавать окружающий мир, выделять в нем взаимосвязи, наблюдать за объектами живой и неживой природы, активно взаимодействовать с ними.
Как создать экологическую тропу?
Чтобы создать экологическую тропу:
·         соберите фольклорный и биолого-экологический материал о природных объектах, которые есть на территории детского сада;
·         разработайте маршрут экологической тропы, включите в него интересные природные объекты;
·         максимально используйте территорию ДОО;
·         разработайте экскурсионную программу.
Организуйте на экологической тропе экскурсии, учитывая особенности времени года. Для каждого месяца и объекта продумайте содержание образовательной деятельности.
Включите в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
·         познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования развивайте у детей познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;
·         восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читайте сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадывайте загадки по теме;
·         изобразительную: рисуйте и лепите вместе с детьми объекты экологической тропы;
·         конструирование: сооружайте домики для птиц;
·         двигательную: проводите пальчиковые и подвижные игры;
·         игровую: организовывайте сюжетно-ролевые игры;
·         элементарный бытовой труд: собирайте вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводите экологические акции.
            Благодаря такой содержательной деятельности дети познакомятся с процессами, происходящими в природе, изучат живые объекты в их естественном природном окружении, получат навыки простейших исследований, смогут выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытаются решить их.
            Такой маршрут экологической тропы разработали педагоги МБДОУ «Детский сад № 21 „Теремок“» г. Павлово. Тематика объектов подобрана так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу.
На экологических экскурсиях дошкольники узнают об особенностях природы и фольклора родного города, изучают многообразие растений и насекомых, наслаждаются красотой природы. Так формируются основы экологической культуры.
            В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы. Но все они обеспечивают непосредственное участие воспитанников, стимулируют их интерес, дают возможность проявить себя.
            Наиболее любознательные старшие дошкольники сами выступают в роли экскурсоводов, проводят познавательные игры на лесной поляне: «Про какой грибок загадка», «Я начну, а ты продолжи» (про животных леса) и др.
            В качестве примера в приложении представлен план работы на экологической тропе со старшими дошкольниками.
Предлагаем познакомиться с тем, какие занятия можно организовать с детьми на экологической тропе в летний период.

Как использовать объекты экологической тропы
1. Стенд-план. Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОО, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети делятся на подгруппы и определяют свое местонахождение на плане.
2.«Старый пень» – первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.
3. «Рябиновая роща». В течение года дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе. На объекте «Рябиновая роща» педагог обращает их внимание на то, как меняются листья, ствол, ветки. Дети сравнивают рябину с другими деревьями.
С младшими дошкольниками можно провести игру «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу». Педагог рассказывает о том, что о деревьях необходимо заботиться, тогда на них вырастет много плодов. Спрашивает дошкольников: «Кто питается плодами рябины?» Дети исследуют листья и ягоды и узнают, почему ягоды рябины красные. Вместе с педагогом воспитанники собирают опавшие ветки в рябиновой роще.
4. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?». Со старшими-организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.
5. «Лиственничный лес». Лиственница – полезное растение на территории ДОО.В жаркую погоду дети могут укрыться под тенью, подышать хвойным воздухом.
Дошкольники вместе с воспитателем собирают опавшие ветки и шишки для поделок. Педагог рассказывает им, кто живет в лиственничном лесу, проводит подвижную игру «Ловишки», предлагает отгадать загадки на тему «Что есть в лесу?». Затем в группе дети рисуют пейзаж «Красивое дерево лиственница.
6. «Скворечник». Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой.
Педагог рассказывает, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дошкольники подкармливают птиц.
            Воспитатель читает им стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадывает загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.
7. «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий. Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Проводит игры, в ходе которых дети понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя.
8. «Березовая роща». На этом объекте у дошкольников появляется возможность проявить заботу о природе – собрать упавшие ветки, очистить рощу, чтобы трава лучше росла и в ней жили насекомые. Дети наблюдают за березами разного возраста, толщины, рассматривают наросты на стволах.
С младшими дошкольниками воспитатель беседует о строении дерева, проводит подвижную игру «Кто быстрей добежит до березки». Дошкольники рассматривают насекомых в березовой роще.
            Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес с семьей». Дети участвуют в экологической акции «Помоги природе».
9. «Место посиделок». Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Воспитатель проводит досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры («Прогулка в лес с семьей» и др.), беседует с детьми («Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др.), читает экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.). Дошкольники выполняют упражнения на расслабление.

10. «Лесное озеро». Дети любят этот объект. На озере они знакомятся со свойствами воды, его обитателями – уточками, наблюдают за водомерками, очищают берега от веток и опавших листьев.
11. «Сад и огород». Данный объект представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве. Каждая посадка обозначена табличкой: «Огурцы», «Кабачки», «Укроп», «Лук», «Клубника». Дети старших групп сажают для детей младших групп морковь, лук, укроп, салат, петрушку. Их можно употреблять в пищу весной и осенью.
Чтобы вызвать у дошкольников интерес к труду и исследованиям, решить эстетические задачи, педагоги отказались от традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка. Дети узнают на нем, как ухаживать за растениями, чем полезны овощи и фрукты, с удовольствием рыхлят землю возле рассады, поливают ее.
            С младшими дошкольниками воспитатель проводит наблюдение «Кто трудится на огороде», беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», задает детям вопрос «Что растет в огороде?»
            Со старшими дошкольниками организует сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин», свободное общение на тему «Инструменты садовника», подвижную игру-эстафету «Кто быстрее соберет овощи на грядке».
12. «Цветник». Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.
Младшим дошкольникам воспитатель читает рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предлагает составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе.
            Со старшими дошкольниками педагог проводит дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», предлагает отгадать загадки о цветах, организует сюжетно-ролевую игру «Цветовод».
13. «Фитоогород». На солнечной стороне детского сада находится фитоогород. Его территория огорожена низким заборчиком. Здесь воспитатели старшей и подготовительной групп знакомят детей с фитотравами. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту, шалфей и др.
Педагоги организуют наблюдение за растениями, рассказывают об их полезных свойствах, предлагают дошкольникам освободить растения от сорняков, разрыхлить землю, убрать сухую траву. Когда фитотравы вырастают, воспитатели организуют фитогостиную, где дети перебирают травы. Затем педагог заваривает отобранные растения и организует в группе чаепитие.
14. «Знаки». С помощью знаков педагоги учат дошкольников общаться с природой по правилам. Правила эти просты. Их легко понять, глядя на знаки у каждого объекта экологической тропы.
Пара знаков предлагает сделать выбор: например, «Сорви цветок» или «Понюхай, как вкусно пахнут цветы». Дети у объекта «Знаки» размышляют, обсуждают и демонстрируют взрослым свой выбор. Так в детском саду педагоги воспитывают у дошкольников осознанное, бережное отношение к природе.
15. «Старый пень» – вторая встреча. В конце пути педагоги используют сюрпризный момент. Дошкольники возвращаются к «старому пню». Он рассказывает им интересную историю на экологическую тему, делает «лесной» подарок: шишки, листья, семена растений.
+


Комментариев нет:

Отправить комментарий